Все о космосе

Космос. Астрономия. Вселенная. Наука

Leaf
Главная
Новости
FAQ по Астрономии
Астрословарь
Древняя астрономия
Современные теории
Метагалактика
Солнечная система
Статьи о космосе
Космонавтика
Галерея астрофото
Популярно о космосе
Карта сайта
Поиск
Обратная связь
Партнеры

Астрономия


Leaf Главная arrow Древняя астрономия arrow Астрономия в оттенках цивилизаций arrow Древняя Индия



Древняя Индия PDF Напечатать Е-мейл

Древняя Индия

Сложно сказать, как сложилась бы история Индии, если бы в эту загадочную страну не пришли британские завоеватели. Принеся с собой европейскую культуру и технологическую цивилизацию — не стерли ли они следы цивилиза­ций других, более древних и более загадочных? Ведь даже те остат­ки информации о них, доступные историкам в настоящее время, многих заставляют задуматься: как возникли эти знания жителей индийского субконтинента?

Культура не подвластная Времени

С VII тысячелетия до н. э. в долине рек Инда и Сарасвати выделилась особая раннеземледельческая — так называемая Мергарская — культу­ра. В ту далекую эпоху человек на­шел эффективный способ произ­водства продуктов питания, опти­мальный для данного региона, включающий земледелие, охотни­чий промысел и скотоводство. В результате сформировался качес­твенно новый культурно-истори­ческий комплекс.

Image 

В III тысячелетии до н. э. драви­дами создается первая индийская цивилизация в долине реки Инд, получившая название Индской или Хараппской. У индских драви­дов были развиты монументальное строительство, металлургия брон­зы, мелкая скульптура. В основе сельского хозяйства лежало ирри­гационное земледелие. Возникла частная собственность и торговля, в том числе внешняя: у Харапп­ской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, торговые пути доходили до Шуме­ра и Аравии.

Кто же такие дравиды? Их по­томки до сих пор живут на юге Ин­дии и на Цейлоне. Однако и они, по-видимому, не были исконными жителями Индии. Судя по некото­рым особенностям дравидских ди­алектов, можно полагать, что в до­исторические времена их носители пришли в Индию с северо-запада (как и индусы, но много раньше их), раздробили более древнее на­селение колариев и оттеснили его на восток от хребта Виндия (ны­нешние провинции Бенгал и Орис­су). Генетические связи дравидий­ских языков неясны, наиболее правдоподобная гипотеза предпо­лагает их родство с уральскими языками. Антропологически этот народ настолько отличаются от ос­тального населения Индии, что многие исследователи выделяют его в отдельную расу.

Но и дравидам пришлось отсту­пить перед напором новых пере­селенцев — арийцев. Некоторые из неарийских племен ассимили­ровались окружающими — пле­мена бхиль и бхар (в антропологи­ческом отношении, скорее всего, коларии) сравнительно недавно приняли новоиндийский язык хинди, племя куч в Тераи (тибето-бирманского происхождения) приняло бенгали и т. д." Процесс такой лингвистической ассимиля­ции происходил и раньше, стирая первичные особенности исконных обитателей Индостана. Следов письменности самых древних оби­тателей полуострова, хотя бы са­мой грубой, не осталось. Единс­твенными памятниками их архи­тектуры служат круги из грубых камней и отвесные камни и плиты, под которыми они, подобно пер­вичным обитателям Европы, хо­ронили своих покойников. В моги­лах найдены круглые горшки из тонкой и твердой глины довольно изящной формы, железное ору­жие, медные и золотые украше­ния. Более древние археологичес­кие находки свидетельствуют о низшей степени культуры: незна­комство с металлами, полирован­ные кремневые топоры и другие каменные орудия искусной рабо­ты. Имеются также следы самых примитивных культур — ножи из агата и грубые кремневые орудия.

Моненджо-Паро

В 1856 г. на территории нынеш­него Пакистана, у небольшой дере­вушки Хараппа, археолог Александр Каннингам нашел камень цвета слоновой кости, на котором были высечены горбатый бык и не­известные знаки, отчасти напоми­навшие иероглифы. Холм, где обна­ружили эту находку, был букваль­но "сложен" из красного обожжен­ного кирпича, которым много лет пользовались строители железной дороги и крестьяне окрестных де­ревень. Так постепенно исчезал с лица земли один из уникальных го­родов древности — Хараппа. Среди экспонатов одного из му­зеев города Дели есть небольшая статуэтка из темного металла. Только что закончив танец, засты­ла, гордо подбоченясь, нагая де­вушка. Уверенная в успехе, она словно ждет восхищенных апло­дисментов от зрителей. Левой ру­кой, от запястья до плеча унизан­ной браслетами, танцовщица опер­лась о колено, не без кокетства по­казывая, что она немного устала — то ли от танца, то ли от тяжести браслетов. Эта статуэтка была най­дена при раскопках Мохенджо-Даро — одного из древнейших горо­дов мира.

В начале 1920-х годов мир узнал о существовании древней цивили­зации в долине Инда. Город Мохенджо-Даро отдален от Хараппы на расстояние почти 3000 км, однако они имеют между собой много об­щего. Разница заключалась лишь в том, что Мохенджо-Даро сохра­нился лучше. Индийские ученые Р. Сахни и Р. Банерджи откапыва­ли улицы городов-близнецов и на­ходили в них прямоугольные квар­талы с четкой планировкой, за­строенные одинаковыми кирпич­ными домами. На огромной площа­ди в 260 га разместились целые кварталы и отдельные сооружения "Холма мертвых" (так переводится название Мохенджо-Даро). Холм увенчан буддийской молитвенной ступой, построенной во времена существования Кушанского царс­тва — через 15 веков после гибели великого города.

Некоторые ученые и археоло­ги, устремившиеся сюда из мно­гих стран мира, долго -отрицали самостоятельность индийской цивилизации, считая ее восточ­ным вариантом шумерской куль­туры. Позже исследователи со­гласились, что Хараппа и Мохен­джо-Даро не похожи на древние города Элама, Шумера и раннединастического Египта. У городов Двуречья была иная планировка, а строительным материалом слу­жил кирпич-сырец. С постепен­ным освобождением из-под зем­ли новых кварталов и строений миру явилась цивилизация, кото­рую теперь называют протоин­дийской.

Ученые стали искать упомина­ния о вновь открытых городах в "Ригведе" — древнейшем литера­турном памятнике Индии. Но и там они обнаружили лишь туманные упоминания о "пура", населенном "хитрыми купцами". Однако леген­ды и предания о богатом и пре­красном городе в долине Инда су­ществовали с незапамятных вре­мен. Но свободные и красивые лю­ди, населявшие этот город, прогне­вали богов, и те обрушили город в пропасть. Как бы подтверждая эти легенды, после археологических раскопок в музеи поступали все новые и новые экспонаты:  высеченная из камня голова жреца, женские украше­ния, доски с изображени­ями жертвенных живот­ных и, наконец, иерогли­фы, не расшифрованные до сих пор.

До середины 1960-х го­дов ученые считали, что Мохенджо-Даро не имел укреплений, хотя за 15 лет до этого английский археолог М. Уилер рас­чистил сооружения, ко­торые можно было при­нять за оборонительные: центр Мохенджо-Даро когда-то был обнесен мощными крепостными стенами толщиной 9 м. Но полной уверенности в том, что это защитные со­оружения, у археологов не было. Дальнейшие раскопки показали, что в южной части города тоже была массивная стена, сложенная из кирпича-сырца и облицованная обожженным кирпичом, но не было установлено, для чего она предназна­чалась: для защиты от врагов или для охраны города от наводнений.

От центральной цита­дели    широкая    прямая улица вела к зданию, которое уче­ные назвали "Залом заседаний". Рядом с ним размещалось вмести­тельное зернохранилище, а непо­далеку, на массивном кирпичном фундаменте с вентиляционными проемами, когда-то высилось двух­этажное строение из гималайского кедра.

Image 

Мохенджо-Даро был прекрасно распланированным городом: все его улицы проходили строго с се­вера на юг и с востока на запад, и таким образом были хорошо за­щищены от ветров. По строитель­ному уставу ни один дом не дол­жен был выступать за общую ли­нию. Улицы пересекались переул­ками под прямым углом, и в горо­де не было закоулков и тупиков. Длина главной улицы в Мохен­джо-Даро составляла 800 м, ши­рина — 10 м, по ней одновременно могли проехать несколько воло­вьих повозок.

За стенами цитадели разме­щался нижний город, состоявший из кирпичных домов с плоскими крышами, которые одновременно служили и балконами. Здания воз­водились из кирпича, который обжигался в открытых ящиках, как это до сих пор делают индий­ские крестьяне. Дома в Мохенджо-Даро достигали высоты 7,5 м, вместо окон в них делались венти­ляционные отверстия с решетка­ми из глины и алебастра. Чтобы в дом не попадала уличная пыль, вход в него делался в переулке. Стены и пол обшивались циновка­ми, в домах имелись кирпичные ванны, грязную воду сливали в глиняные сосуды с маленькими отверстиями для просачивания: эти сосуды ставились на землю.

В каждом квартале были общес­твенные колодцы, превосходная для того времени система канали­зации и водопровод, по которому подавалась на вторые этажи зда­ний нагретая солнцем вода. В Мохенджо-Даро была большая общес­твенная баня с кабинами и детским отделением. Из бани вода вытекала по сточной трубе в главный крытый канал, который проходил по каж­дой улице. Все каналы вливались в большую яму, находившуюся за го­родом. Система этих водостоков считается самой совершенной в древнем мире.

Большую часть домашней утва­ри жители Мохенджо-Даро делали из меди или бронзы; для сельско­хозяйственных работ изготовляли лемеха и серпы, для ремесленни­ков — топоры, пилы, лопаты, для воинов — мечи, пики, копья и кин­жалы...

Из одежды женщины города носили только короткие юбки с приколотой к ним брошкой, жем­чужным поясом или лентой и ве­ерообразный головной убор, в прохладную погоду набрасывали на плечи накидку. Мужчины бы­ли еще скромнее в одежде, до­вольствуясь лишь набедренной повязкой. Никто не носил обуви, зато прическе уделялось огром­ное внимание, причем большими щеголями были мужчины. Если женщины чаще всего только за­плетали косу, то мужчины дела­ли прямой пробор и связывали волосы лентой, иногда собирали их узлом.

Насколько женщины были не­притязательны в одежде, настоль­ко же взыскательны к украшени­ям. Они носили серебро и налобные повязки,  пояса  из  позолоченной бронзы, шпильки для волос с фи­гурными головками и гребни из слоновой кости.

Несмотря на многочисленные исследования, ученых до сих пор продолжают волновать существен­ные для истории этой цивилизации вопросы. Кто возвел эти города, процветавшие 40 столетий тому на­зад? К какой расе относились оби­тавшие здесь люди, на каком языке они изъяснялись? Какая у них была форма правления?

Признаки упадка культуры Мо­хенджо-Даро стали замечаться около 1500 года до н. э. Дома строи­лись небрежнее, и уже не было в городе тех строгих линий улиц. О причинах гибели города в ученом мире выдвигалось много различ­ных версий. Согласно одной из версий, всему виной было резкое изменение русла Инда, вызванное сильным тектоническим сдвигом. Исследования геологов показыва­ют, что землетрясения не раз на­рушали нормальную жизнь в Мо­хенджо-Даро и, в конце концов, привели к возникновению гигант­ского озера. Вода часто затопляла город, поэтому для защиты от на­воднений и была возведена укреп­ленная стена. Однако эти предпо­ложения еще требуют доказа­тельств. Другие ученые полагали, что город и его население погибли от нашествия арийцев, которые перебили всех жителей Мохен­джо-Даро и разрушили их дома. Однако обнаруженные в городе скелеты последних его обитателей версию о нашествии чужеземных племен не подтверждают. Так что окончательного ответа о причинах гибели этой цивилизации наука еще не дала.

Примерно тем же временем ис­торическая наука датирует появ­ление "Вед" — одного из самых ста­рых письменных источников, из­вестных человечеству. Относитель­но эпохи возникновения эпосов "Махабхарата" и "Рамаяна" ученые пока не пришли к единому мнению.

Астра-Видья и Виманы

Как расшифровать записанные знаками умершего языка образы, рождаемые сознанием древних браминов? Современные исследо­ватели и журналисты, живущие в условиях постоянного научно-технического прогресса, часто не могут удержаться от неоднознач­ных интерпретаций доисторичес­ких сказаний, после которых они становятся хрониками не просто древних, но и внеземных цивили­заций. Тем более что многие тек­сты могут быть истолкованы как описания космических кораблей, межзвездных путешествий, а ле­генда "Вараха мира", датируемая 550 годом до н.э., оперирует, на­пример, единицей длины, сравни­мой (по некоторым данным) с раз­мером атома водорода. С другой стороны, трудно удержаться от соблазна преподнести подобным образом некоторые непонятные моменты текстов, когда существу­ет столько читателей, ожидаю­щих от авторов удивительных сенсаций...

Image 

Почти все древнейшие сказания Индии повествуют, что когда Ве­ликий Бог Брама (Брахма) создал Небо и Землю, то, умилившись со­вершенством своего творения, он удалился отдыхать под сень Не­бесного Дерева, передав власть над миром своим потомкам. А они разделялись на две группы — на собственно Богов и их старших братьев Асуров. Каким виделся их облик представителям древней­шей цивилизации сказать крайне трудно. В "Ведах" Асуры изобра­жены в виде змееподобных чудо­вищ, воплощавших в себе враж­дебные людям силы Природы, а в наиболее древних эпосах и сказа­ниях их образы даны иначе. Но ле­генды Древней Индии любопытны еще и тем, что упорно повествуют об отголосках происходившей в незапамятные времена "Войны в Небесах" между Богами и Асурами, о которой повествуется, на­пример, в индийском эпосе "Виш­ну Пурана".

Из таких литературных источ­ников, как "Вишну Пурана", "Матсья Пурана", "Линга Пурана" и прочих (часть которых входит в величайший памятник древнеин­дийской словесности "Махабхарата"), мы и черпаем сведения о не­коем "высшем" или "небесном" оружии, которое получило наиме­нование — "Астра-Видья"...

В "Дрона Парва" (одна из книг "Махабхараты") показано приме­нение одного из вариантов "Астра-Видьи". Снаряды, подобные ог­ромным огненным шарам, выво­дят из строя целые армии. В ре­зультате — множество воинов врага, вместе с оружием, боевыми слонами и колесницами, поднима­ются в воздух и уносятся могучим вихрем, как сухие листья с дере­вьев...

"...Один-единственный снаряд взорвался со всесокрушающей си­лой. Раскаленный столб дыма и пламени, такого ослепительного, как 10 тысяч Солнц, рванулся в не­бо во всем своем устрашающем ве­личии. Это было неизвестное ору­жие, Железная Молния, гигант­ский посланец смерти, превратив­ший в пепел всех людей Врисхни и Андхака. Их тела были страшно обожжены. У них выпадали волосы и ногти, их гончарные изделия растрескались без видимых при­чин, а у всех птиц в округе побе­лели перья. Через несколько ча­сов вся пища оказалась отравлен­ной... Спасаясь от этого огня, вои­ны бросались в реку, чтобы омыть себя и свое снаряжение".

А вот еще одно опи­сание    "Астра-Вид: приведенное  в  "Карна Парва":

"...Убийственная стрела — как палица смерти. Раз­мер ее три локтя и шесть футов. Ее мощь, как у тысячи молний Инд-ры, и она уничтожает все живое вокруг..."

Это оружие имело собственное название — "брахмаширас". что переводится, как "далеко летящая стрела". Предания Древней Индии повествуют о некоем Арджуне. ко­торый решил воспользоваться "Астра-Видьей", испросив ее у Бо­гов, чтобы сразиться с Асурами. Он попросил это оружие у Шивы, которое способно разрушать од­новременно ВСЕ ТРИ МИРА (или "три плана бытия"). Именно Шива и научил Арджуну управлять этим оружием "мыслью, словом и руками". Бог смерти Яма вручил Арджуне еще и "булаву, поража­ющую неотвратимо". А Бог Варуна передал ему свою Петлю, "разо­рвать которую никто не в силах, любой враг, попавший в нее, теря­ет силы и гибнет".

Эпос "Рамаяна" как бы предо­стерегает:

"Стрела Смерти обладает такой мощью, что может в одну минуту уничтожить всю Землю, а ее ужа­сающий звук, разносящийся сре­ди пламени, дыма и пара... слу­жит предвестником всеобщей ги­бели".

Но все же самыми таинствен­ными и загадочными (особенно в свете самых смелых интерпрета­ций, которые часто дискредити­руют серьезные выводы» в древ­них рукописях являются описа­ния летательных аппаратов — "виман".

Как говорится в рукописи "Виманика Шастра", "вимана" — это аппарат "для полетов с острова на остров, с материка на материк и из мира в мир...".

Еще одним древним источником, содержащим в себе информацию о виманах, является "Самарангна Судрахара". В этом раритете даже сравниваются между собой раз­личные типы виман. упоминаются недостатки и преимущества каж­дого из них, указаны способы при­земления. А вот описание взлета виманы: "Под воздействием сил, скры­тых в ртути и создающих движу­щий воздушный вихрь, человек, находящийся внутри виманы, мо­жет совершить путешествие в поднебесную даль... С помощью ртути вимана может приобрести силу, не уступающую силе мол­нии... Если этот железный двига­тель с правильно соединенными частями наполнить ртутью, а его верхней части сообщить нужный нагрев, то он начнет проявлять мощь, издавая при этом звук, по­хожий на львиное рычание... Ви­мана мгновенно окажется в небе и будет там подобна сверкающей жемчужине...".

Что же касается "Виманики Шастра", то эта уникальнейшая рукопись содержит более 10 глав (во всяком случае, столько их из­вестно сейчас) и представляет со­бой нечто среднее между спра­вочником, учебным пособием и... руководством по эксплуатации и боевому применению виман!

Одновременно со всем этим "Махабхарата" содержит и весь­ма любопытные астрономичес­кие сведения. Так, например, Арджуна, во время полета на не­бесной колеснице бога Шивы, уже за пределами Земли с вели­ким удивлением обнаружил, что сияющие тела, которые людям представляются крошечными, как огоньки светильников, вы­глядят вблизи огромными светя­щимися шарами. Герой эпоса изумился, "видя различные ми­ры, сиявшие собственным све­том", и попросил по этому поводу разъяснений у Матали (возниче­го колесницы Шивы). На что тот ответил:

"Это небесные тела, которые ты как звезды наблюдал с Земли..."


Автор: Александр Кульский,

кандидат технических наук, зам. зав.

кафедрой Общей и теоретической

физики, ФМФ, НТУУ(КПИ)

<Предыдущая   След.>