Все о космосе

Космос. Астрономия. Вселенная. Наука

Leaf
Главная
Новости
FAQ по Астрономии
Астрословарь
Древняя астрономия
Современные теории
Метагалактика
Солнечная система
Статьи о космосе
Космонавтика
Галерея астрофото
Популярно о космосе
Карта сайта
Поиск
Обратная связь
Партнеры

Астрономия


Leaf Главная arrow Древняя астрономия arrow Астрономия в оттенках цивилизаций arrow Наска



Наска PDF Напечатать Е-мейл

Наска

…Расположенное на территории южного Перу, плато Наска является местом заброшенным, выжженным беспощадным сол­ьем, неприветливым и бесплодным. Люди никогда не селились здесь в больших количествах и, скорее всего, не станут селить­ся и в будущем... И хотя здесь дуют достаточно сильные ветры,  однако их сила ослабевает вблизи земли: галька, покрывающая поверхность пампы, накапливает солнечное тепло, создавая при этом защитный слой нагретого воздуха. Что такое Наска? Это просторная, ровная, как стол, высоко­горная равнина (ее высота составляет около тысячи метров над уровнем моря). На такой равнине как раз и расположена все­мирно известная "картинная галерея", хранящая в себе загадоч­ные древние изображения. Отсюда до Лимы — столицы госу­дарства Перу — около 400 км, а до берегов Тихого океана — нем­ногим более 50.

Эксперты относят рисунки пус­тыни Наска к довольно отдаленным временам, основываясь при этом на керамических черепках, которые втоптаны в "линии", и на данных ра­диоуглеродного анализа найденных там же органических остатков. Эти данные содержат указания на пери­од между 350 г. до н.э. и 600 г. н.э.

Странным обстоятельством не в последнюю очередь является то, что создать подобные рисунки, безуслов­но, стоило колоссальных трудов, осо­бенно если это делалось вручную, примитивным способом. Киевский исследователь А.Белоконь, анализи­руя в свое время данные замеров экс­педиции Дж.. Хокинса на плоскогорье Наска, оценил общий объем трудо­затрат, который потребовался для создания этого "вернисажа", величи­ной порядка ста тысяч человеко-лет. Вообще-то исследователи (прак­тически все) как-то стараются обходить стороной ряд немаловажных вопросов, возникающих при непред­взятом анализе. Например, автор этих строк нигде не нашел упомина­ния о том, что ведь не исключено и такое предположение: рисунки мог­ли периодически реставрироваться! Тогда нынешние хронологические оценки соответствуют не периоду первичного создания рисунков, а всего лишь времени их последней реставрации, а сам возраст таинс­твенных изображений вполне мо­жет оказаться существенно больше, чем принято полагать...

О том, что на плоскогорье Наска присутствуют непонятные древние изображения, да еще и колоссаль­ных размеров, сообщал в XVI веке некий Сиеза де Лион, средневеко­вый испанский хронист, постоянный спутник военачальника конкистадо­ров, знаменитого Писарро. Затем о "рисунках Наска" упомянул в 1926 г. перуанский археолог Торнбио Ма­рия Ксеспе. Вышеупомянутая дати­ровка, однако, может считаться весьма и весьма приблизительной, поскольку сами предметы, на основе которой она выполнялась, вполне могли быть принесены на эту равни­ну позднее...

В 1939 г. американский историк Пол Косок из университета Лонг-Ай­ленда предположил, что линии плато Наска — это остатки очень древних оросительных каналов. Но, исследуя эти "линии" более подробно, спустя два года этот же историк убедился, что они оросительными каналами служить никак не могут и никогда не могли. Поэтому ученый выдвинул но­вую гипотезу: линии Наска — это остатки календарной системы и аст­рономической обсерватории какого-то очень древнего народа, жившего здесь в незапамятные времена.

Вот тогда-то Косок и решил на­звать плоскогорье Наска "наиболь­шей астрономической книгой мира", полагая при этом, что линии на по­верхности пустыни указывают на точки восхода и захода Солнца и Лу­ны в некие определенные дни года, либо на положение звезд и созвез­дий и т.д. Правда, археолог Г. Горкгеймер еще в 1947 г. выразил боль­шое сомнение по поводу правоты "астрономической" гипотезы, обра­тив при этом внимание на то обстоя­тельство, что для фиксации положе­ния небесных светил совершенно не было насущной необходимости прокладывать на местности "шос­сейные дороги" шириной в десятки метров и длиной в километры.

Image 

Следует заметить, что Пола Косока ему переубедить так и не удалось. Именно тогда американский историк привлек для разработки своей гипо­тезы скромную учительницу математики из Германии Марию Райхе, ко­торая, поселившись в Перу в 1946 г., с этого момента всю свою дальнейшую жизнь — то есть более полувека! — посвятила исключительно исследо­ваниям загадочных изображений.

Сложно со стороны оценить по достоинству тот колоссальнейший объем работы, который был выпол­нен Райхе за истекшие десятки лет. Достаточно заметить, что ею были взяты на учет более 13000 линий, 100 спиралей, 788 гигантских фигур треугольников, трапеций, прямоугольников) и более 30 рисунков, изображающих странных живот­ных. Все они расположены на учас­тке, площадь которого составляет более 1000 км2; его длина равна 70 км, а ширина — 15 км.

О плоскогорье Наска вот уже лет сорок пишут, снимают фильмы, увле­ченно рассуждают и очень много фан­тазируют. И здесь не упомянуть о ро­ли Эриха фон Дэникена просто невоз­можно! Именно в его нашумевшем фильме "Воспоминание о будущем" самолет с кинооператором, совершив эффектный разворот, как бы заходит на посадку, повторяя тем самым ма­невр, который, по мнению Дэникена, тысячи лет назад совершали "спейс-шаттлы" космических пришельцев.

Известный советский писатель-фантаст и исследователь А.Казан­цев в своем эссе "Из космоса — в прошлое" писал: "Странная линия выводит летчиков на горное плато пустыни Наска. В ней нет песка, только камни! И среди них светлыми камнями, принесенными неведомо откуда тысячелетия назад, выложе­ны странные фигуры, изображаю­щие насекомых, животных и птиц, порой неземных, то есть на Земле не встречающихся. Размеры их — не­сколько сотен метров..."

Но то, что вполне уместно в увле­кательном фильме, у исследовате­ля-аналитика зачастую просто "не проходит". Начиная с 1946 г., Мария Райхе приступила к переписи и систематизации многочисленных изоб­ражений. В своей книге, впервые опубликованной в 1968 г. и выдер­жавшей несколько переизданий, она приводит изображения птиц, рыб, насекомых... вычерченных древни­ми художниками на поверхности пустыни. Фигуры эти настолько ог­ромны, что их можно охватить взглядом лишь с большой высоты! Немецкая исследовательница обна­ружила, что изображения эти вы­полнены с учетом сложных матема­тических соотношений и геометри­ческих пропорций. Она отмечает: "Фигуры животных с их превосход­ными закруглениями и прекрасно сбалансированными размерами на­столько трудно выполнить на мес­тности, что способ и средства, каки­ми это было осуществлено — загад­ка, которая для своего решения по­требует годы исследований".

Но загадка эта, заметим, далеко не основная! Исследовательнице встре­тилось, например, изображение ги­гантского паука, длина которого до­стигает почти 50 м (кстати, это одно из самых "миниатюрных" по своим раз­мерам изображений). Так вот, этот самый "паук", как оказалось, отно­сится к очень редкому виду Ricinulei, впервые идентифицированному профессором Дж. Хокинсом. Это во­обще один из редчайших видов пау­ков в мире! Он был обнаружен толь­ко в наиболее отдаленной и недо­ступной части Амазонской сельвы. Каким образом (да и зачем? только чтобы добыть образец?) "примитив­ные" художники с плато Наска за­брались так далеко от родины, пе­ребравшись по пути через трудноп­роходимые Анды? Более того, зачем им понадобилось воспроизводить мельчайшие подробности анатоми­ческого строения именно этого вида паука, причем некоторые из них вид­ны только под микроскопом — как, к примеру, репродуктивный орган на конце вытянутой правой ноги?

Не все исследователи, однако, со­гласны с гипотезой "репродуктивно­го органа", поскольку нечто подобное несут на себе и многие прочие изоб­ражения, и почти каждое из них со­держит некий явный, чуть ли не де­монстративный "дефект".

А еще там имеются рисунки птиц. Некоторые из них особых вопросов не вызывают, но некоторые... Су­ществует, скажем, рисунок почти 250-метрового "гибрида" птицы и змеи. Что это такое? Какое отноше­ние имеет подобная "Змеешейка", реальный прототип которой обитает в Индии (но у него в помине нет ни столь длинной шеи, ни настолько ги­перболизированного клюва), к дале­кому южноамериканскому плоско­горью?

Или вот, к примеру, еще одна более чем стометровой длины "птица" — в литературе по Наска ее принято име­новать "Кондор". В этой фигуре отме­чается уже не одна, а несколько "странностей". Во-первых, клюв пти­цы не соответствует ни одному из подвидов кондоров. Во-вторых, что означает странный "ноготь" на левой лапе? И, в-третьих, какова причина того, что хвостовое оперение "кондо­ра" имеет непонятный разрыв?

Как уже упоминалось, при вни­мательном изучении создается впе­чатление, что большинство изобра­жений намеренно содержат опре­деленные "неточности", "преувели­чения", "двойственность"... Тем бо­лее что многие рисунки вообще, да­же отдаленно, не имеют ничего об­щего ни с одним известным видом живых существ! Таков рисунок под названием "Бесформенный мешок", снабженный двумя странными от­ростками, более всего напоминаю­щими человеческие руки. Одна из "рук" — пятипалая, а другая поче­му-то четырехпалая. Так какое же существо или событие должны были символизировать подобные "картинки"?

Любопытно также, что каждое изображение выполнено одной не­прерывной линией, которая, изгиба­ясь на местности самым причудли­вым образом, в конце концов, закан­чивается почти в той же самой точ­ке, откуда и начиналась...

Итак, согласно фон Дэникену, все обстоит достаточно просто. По его утверждению, Наска — это всего-на­всего древний космодром пришель­цев, а линии и рисунки — нечто вро­де "посадочных знаков". Российский исследователь, бывший летчик ВВС, В.Бабанин придерживался более "приземленного" мнения: рисунки Наска являются колоссальной кар­той Земли, созданной когда-то если не для космических кораблей, то для летательных аппаратов "вообще". Правда, как раз на этот счет у Марии Райхе было что возразить: "Я никак не могу поддержать мнение Эриха фон Дэникена, что большие прямо­угольники и треугольники представ­ляют собой площадки для космичес­ких кораблей пришельцев. Косми­ческим кораблям и небольшим кос­мическим аппаратам не нужны взлетно-посадочные полосы".

Несколько десятилетий напря­женной, фанатичной, изнуритель­ной работы ненамного приблизили Райхе к разгадке тайны плоскогорья Наска. Что же касается попыток Ба­банина постичь эту тайну, то его предположения также базируются на весьма слабых аргументах. Дело в том, что в данный момент на более-менее реальный статус "кораблей пришельцев" до какой-то степени претендуют только НЛО. Но им как раз взлетно-посадочные полосы действительно не нужны! Что же касается легендарных индийских "виман"... в древнем эпосе также нигде не зафиксировано, то обстоя­тельство, что прежде, чем взмыть в поднебесье, им необходима триви­альная пробежка как самому обык­новенному самолету.

Таким образом, идея Дэникена о том, что Наска — древний космо­дром пришельцев, крайне сомни­тельна. Теперь попробуем разоб­раться с предложением В.Бабанина относительно того, что рисунки Нас­ка ни что иное, как гигантская карта земли для космических кораблей и летательных аппаратов, иными сло­вами — некий указатель важней­ших центров древней цивилизации (например, Атлантиды). Но и это предположение в итоге представля­ется спорным, поскольку немедлен­но возникает пара-тройка вопросов.

Во-первых, почему за исходную точку принято именно плоскогорье Наска? Чем, в сущности, так уж при­мечательно это место? Ведь если сле­довать предположениям Бабанина, то перуанская пампа сначала стала та­кой точкой, а уж потом на ней появи­лись рисунки. Во-вторых, получает­ся, что на гипотетических космичес­ких кораблях древности не было во­обще никакой навигационной аппара­туры, если им так уж необходима бы­ла для этой цели гигантская карта Земли. Неужели иных способов нави­гации у них не было? До межзвез­дных кораблей, получается, додума­лись, а до разумных способов ориен­тации на планете — нет... В самом де­ле, не сопровождают же современные строители космодромов свои соору­жения загадочными рисунками!

Мария Райхе долгое время полага­ла, что плоскогорье Наска — это что-* то вроде астрономического календа­ря, созданного, по ее мнению, немно­гим более тысячи лет назад. Но это утверждение также изначально спорно, поскольку произведенный исследовательницей выбор азиму­тальных линий и их сравнение с со­временными азимутами восхода и за­хода Солнца в районе плоскогорья но­сят излишне предвзятый характер.

Исследовательница утверждала, что местные жители пользовались этими линиями и фигурами для от­счета основных этапов солнечного го­да (сезонов) и планирования сельско­хозяйственных работ. Но в 1973 г. Дж. Хокинс провел детальнейшие компьютерные исследования 186 ри­сунков ("геоглифов") Наска и устано­вил, что хоть какая-то астрономичес­кая ориентация имеется лишь у од­ной пятой из них... В 1982 г. исследо­ватель Энтони Авени получил такие же результаты, а еще двумя годами ранее исследователем Георгом Петерсеном было отмечено, что гипоте­за Райхе не объясняет различие в длине и ширине линий Наска... Нель­зя эти линии отнести и к гипотети­ческим "дорогам инков", поскольку многие из них начинаются среди пус­тыни и там же заканчиваются.

Сторонник так называемой "куль­товой теории" Иоганн Райнхарт выдвинул идею о том, что многие ли­нии ведут... к религиозным храмам или водным источникам. Но тогда каким образом поклонение "Богам Гор" связывается с линиями Наска? Райнхарт проанализировал различ­ные древние сказания, согласно ко­торым боги возносятся на небо, "принимая вид орлов или кондоров", и заявил следующее: "То, что эти фигуры лучше всего видны сверху, объясняется способностью Горных Богов обозревать эту землю с высо­ты, куда они взлетают в виде птиц или летающих кошек".

Имеется и еще одна разновид­ность "культовой гипотезы": по­скольку рисунки можно рассмотреть лишь с высоты, то они и предназна­чались лишь небожителям, то есть Богам, и служат для привлечения их внимания. С этим вполне можно было бы согласиться, если бы в пампе име­лись только геоглифы тотемов. По этому поводу известный украинский исследователь Р. С. Фурдуй, много лет занимавшийся анализом изображе­ний Наска, совершенно справедливо замечает: "... Но они (тотемы) — лишь незначительная часть общего "дизайна"; какой смысл богам созер­цать хаос из 13 тысяч линий и полос?"

Вместе с тем, по мере того, как к исследованию тайн пампы Наска все активнее подключались ученые-профессионалы, количество загадок не уменьшалось, а стремительно росло. Так, в частности, выяснилось, что никакими глазомерными мето­дами (скажем, посредством вешек, как изначально полагали археологи) достичь нужной точности невоз­можно!

Вот как раз эту проблему деталь­но и проанализировал Р. С. Фурдуй, обратившись к геодезистам. Один из них высказал сомнение, что подоб­ное удастся проделать даже с помо­щью современного оптического тео­долита. А ведь для "идеальности" линий Наска, очевидно, не стали по­мехой ни изрезанные склоны овра­гов, ни пересохшие долины рек, ни горы...

Image 

Что касается автора этих строк, то у него — особенно после изучения опубликованных в книге М. Райхе "Тайна на десерт" схематических карт некоторых участков плато — сформировалось следующее мнение.

Наска — это не посадочные зна­ки "космического аэропорта" при­шельцев...

И не свидетельства культовых ритуалов...

Не указатель направления на сто­лицу Атлантиды...

Это — исключительно совер­шенный и сложный древнейший шифр, обладающий целым рядом независимых друг от друга "клю­чей", понимание тайного истинного смысла которых ушло в небытие вместе с посвященными, еще тыся­чи лет назад!

Это вполне может быть и некое "послание в будущее"...

Такое зашифрованное "послание" действительно нужно обозревать с большой высоты, поскольку только тогда и возможно охватить взором если и не все "послание" в целом, то хотя бы один из его основных фраг­ментов.

А где же могут скрываться оста­льные фрагменты? Они что, дейс­твительно реально существуют, или все это не более чем досужее пред­положение?

Оказывается — существуют! Все­го в каких-то 30 км к северу от Наски расположен небольшой городок Пальпа. В его окрестностях, на плато Пальпа, как выяснилось, находится огромное количество практически неизученных геоглифов! И хотя мес­тному населению о них известно давным-давно, но только в начале 1990-х годов ими заинтересовались ученые. Основная часть изображений плато Пальпа — это просто полосы и ли­нии, но имеются и рисунки.

Похоже на Наску? Да, но есть и существенные различия!

Во-первых, рельеф Пальпы за­метно отличается от рельефа Наски. Здесь имеется множество невысо­ких холмов, сильно изрезанные эро­зией склоны которых своими длин­ными "языками" выдаются на рав­нину. Рукотворные полосы и линии проходят по их будто бы искусственно срезанным вершинам. Как и в Наске. здесь они пересекают друг друга и взаимно накладываются, что явно свидетельствует о нескольких разновременных периодах нанесе­ния изображений...

Во-вторых, в отличие от плато Наска, где имеется только одно изображение человеческого сущес­тва (так называемого "астронавта"), в Пальпе находится около десяти антропоморфных геоглифов, кото­рые выполнены с различной степе­нью мастерства и имеют существен­но отличающиеся размеры. А вот изображений животных и птиц там как раз найдено мало.

В-третьих, имеется целый ряд гео­метрических изображений, которые просто поражают исследователя не только сложностью, но и строгой ма­тематической выверенностью своих пропорций. Вот, скажем, геоглиф, ко­торый можно назвать "мандалой", именуемый местными жителями Estrella, т.е. "Звезда". Его общий раз­мер достигает километра. Компози­ция состоит из двух сложных фигур, большая из которых представляет собой восьмиконечную звезду, со­ставленную из двух квадратов, внут­ри которых расположены два круга. Внутри кругов изображены два пе­ресекающихся прямоугольника, в которые вписана 16-лучевая звезда!

По всей композиции, расположе­ны ямы, видимые на снимке в виде точек. Окружности колец выполне­ны не линией, а цепочками таких ям.

Что все это может означать — аб­солютно непонятно. Единственная реальная аналогия, которую вызы­вает подобный "тотем" — хорошо известные ри­сунки на полях". Во всяком слу­чае, некоторые соотношения действительно весьма близки.

Описанный выше таинственный геоглиф — далеко не единственный. Буквально в километре от "Звезды" расположен еще один: "Солнечные часы". Рядом с ними имеется целый комплекс полос и линий, которые в беспорядке пересекают друг друга. Но вот, пожалуй, самое удивитель­ное: у одного из концов этого геогли­фа расположено маленькое изобра­жение человеческой головы. Причем похоже, что обрамлено оно двумя высокими "рогами", под которыми находится извивающаяся змея.

Image 

Однако едва ли не самым "про­зрачным" указанием на то, что мы действительно имеем дело с древним зашифрованным "посланием", явля­ется геоглиф, получивший у совре­менных исследователей наименова­ние "Таблица". Он расположен на вершине невысокой горы, которая действительно чем-то напоминает колоссальную "таблицу", состоящую из множества отдельных крести­ков... Случайно это, или не случай­но, но с воздуха этот геоглиф виден превосходно и создается впечатле­ние, что вся эта "таблица" блестит! Рядом с ней расположен целый "пу­чок" тонких линий, перекрывающих изображение человека. А поверх этих линий нанесено изображение круга, окруженного восемью малы­ми квадратами. Следовательно, не­известные древние мастера созда­вали данный геоглиф как минимум в три приема...

Еще одной загадкой изображений как Наска, так и Пальпа является полное отсутствие следов их создателей. Действительно, если (хотя бы ненадолго) поверить предположени­ям археологов, будто рисунки и ли­нии выполнялись индейцами путем простого выкапывания грунта, то после окончания таких масштабных земляных работ должно было бы остаться (с учетом природных осо­бенностей грунта) множество тро­пинок, тянущихся от края плато к самим древним изображениям... Но их нет!

Итак, по поводу назначения зага­дочных "картинных галерей" су­ществуют десятки различных гипо­тез и предположений, но вот разгад­ки этой великой тайны пока что нет и, судя по всему, в обозримом буду­щем ее не предвидится. Сегодня плато Пальпа посещается туриста­ми (да и исследователями тоже) го­раздо реже, чем плато Наска. Но пи­лоты туристических самолетов каждый год открывают среди джун­глей, окружающих Пальпу, все но­вые геоглифы. Аборигены этих зага­дочных мест утверждают, что на востоке, в глубине Анд, расположе­ны еще несколько плато с геоглифа­ми, о которых современные иссле­дователи попросту вообще ничего еще не знают...

Автор: Александр Кульский,

кандидат технических наук, зам. зав.

кафедрой Общей и теоретической

физики, ФМФ, НТУУ (КПИ)

<Предыдущая   След.>