Все о космосе

Космос. Астрономия. Вселенная. Наука

Leaf
Главная
Новости
FAQ по Астрономии
Астрословарь
Древняя астрономия
Современные теории
Метагалактика
Солнечная система
Статьи о космосе
Космонавтика
Галерея астрофото
Популярно о космосе
Карта сайта
Поиск
Обратная связь
Партнеры

Астрономия


Leaf Главная arrow FAQ по Астрономии arrow Вопросы по астрономии arrow Обработка deepsky в IRIS



Обработка deepsky в IRIS PDF Напечатать Е-мейл

Для тех, кто все же хочет попробовать, но еще не пробовал IRIS

1.Первый шаг - запуск ириса. На Windows7 его нельзя запускать от имени администратора, а только с правами текущего пользователя. То есть, если есть какой-ньть файловый менеджер, запущенный с повышенными правами - из него не запускаем! Иначе будут проблемы с драг-дропом.

2. После запуска приступаем к общим настройкам. File-settings, там выбираем каталог с исходниками. Эту процедуру надо будет повторять для обработки даков, флетов, офсетов(биасов) и лайтов. Так же (один раз и навсегда) надо щелкнуть мышой по иконке тулбара с картинкой с фотоаппаратом и выбрать свою модель. Если своей модели нет - читать http://www.astrosurf.com/buil/us/iris/iris.htm - там есть про некоторые модели, отсутствующие в списке. Так же выбираем тип рабочих файлов. Я выбираю fit, с PIC я вообще не знаю, кто умеет работать, кроме ириса.

3. Вначале делаем оффсеты. Если их нет - идем к пункту 4.х. Общая процедура для всех калибровочных кадров одинакова - декодируем РАВы и делаем суммарный калибровочный кадр.

Для декодирования РАВов жмем "Digital photo" -> "Decode RAW files". при этом окно ириса уйдет на задний план, а мы сможем открыть проводник, найти в нем каталог с равами (в данном случае - с оффсетами), выделить их, после чего потащить мышой на ярлык ириса на панели задач. Тут-то ирис вылезет вверх и мы увидим, что на нем открылось окно Decode RAW Files с пустым списком в центре. На этом списке и бросаем файлы. Список тут же заполнится. Если этого не случилось - значит, что-то не так, например - ирис запущен не с правами текущего юзера. Теперь нам остается вбить в поле "Name" букву "a" - это общее имя декодированных файлов; к нему будет добавлен порядковый номер. Выпендриваться тут не надо, я бы вообще на месте разработчика это поле убрал. Правда, тогда нельзя будет держать все равы в одном каталоге, но лично я и так этого не делаю. Итак. вбили "a" и жмем кнопку "-> CFA". Эта процедура будет повторяться многократно и очень быстро перестанет вызывать затруднения (если и вызвала их вообще).

4. После того, как процесс закончен, в каталоге с равами оффсетов (он был сделан рабочим ) нам надо полученные кадры сложить в один офсет. Жмем "Digital photo" -> "Make an offset". Открывается окно с двумя полями ввода: "Generic name" и Number. Причем, поле Number (мы все делали последовательно) уже заполнено правильным количеством исходных декодированных РАВов (теперь это или ФИТСы или ПИКи). Если там что-то не то (допустим, был перерыв на сон или ребут) - просто вписываем, сколько у нас кадров. В поле "Generic Name" вписываем нашу "a" и жмем ОК. Ирис попыхтит и остановится. На экране (и в памяти) будет результат. Сохраняем его на диск File->Save, задав имя offset (тут тоже не приветствуется разнообразие). Так же можно воспользоваться командой save в окне команд (включается пимпой на панели инструментов с изображением знаков ">" и строчек после них).

4.x Если оффсетов нет - делаем фейковый оффсет. Способов много, самый простой - загрузить любой декодированный рав и заполнить его нулями, для чего в окне команд вбить:

fill 0

save offset

(последняя команда сохранит полученный файл в рабочий каталог (см. п.2) с расширением рабочего файла (см. п.2). Вместо команды можно ткнуть мышой в File->Save и там вбить offset.

5. Делаем "Мастер дак". Если даков нет - см. 6.х. Перестраиваем рабочий каталог на каталог с даками (см. п.2), декодируем их и жмем "Digital Photo->Make a Dark". Все то же самое, что и при оффсетах, только от нас еще хотят "Offset Image" (копируем полученный выше мастер-оффсет в каталог с даками) и метод сложения. Умные люди советуют Median. У нас опять была куча файлов с названиями на "а" и номерами от 1 до сколько их там было. проверяем, чтобы в поле "Number" было правильное их количество (там всегда число кадров от последнего декодирования равов). Жмем ОК, результат сохраняем с именем dark.

6. делаем файл косметики (я так понял - это список горячих пикселов). Это единственная операция сложения, которую не сделать через меню. В окне команд набираем find_hot cosm 250 и жмем enter. В окне вывода будет написано что-то в духе "hot pixels number:" и число. корректируем константу 250 так, чтобы горячих пикселов было в районе 150 (так советуют). Их список будет записан в файл cosm.

6.x Если даков нет - поступаем по технологии бодяжинья оффсетов.

7. Делаем мастер-флет. Вообще говоря, на мой взгляд, это самый важный калибровочный кадр. Без него виньетирование жуткое! Все по тому же алгоритму. Не забываем перед обработкой скопировать в каталог с флетами наш мастер-оффсет, а после - сохранить результат в файл с именем flat.

7.х Если флетов нет - разбодяжим. Технология обкатанная, НО!!! Заливать надо не нулями, а средней яркостью пикселя. Как ее узнать? Гуглим/вспоминаем/спрашиваем у друзей, знакомых и не знакомых, какова разрядность матрицы на фотике? Допустим, она 12-и битная. В 12-и битах помещается 4096 значений (2 в 12 степени). Делим пополам - имеем 2048. Этим и заливаем. Для 14-и битной матрицы кэнона имеем 16384, делим пополам - 8192. Но вообще, скажу я, изврат это - бодяжить калибровочные кадры. Если их нет - просто надо (ююю)

8. Декодированные файлы a1.xxx н т.д. нам больше не нужны. И вообще, можно убивать все, что понаделал ирис в каталогах с калибровочными файлами, кроме результирующих master-файлов (offset, dark, flat) и файла косметики cosm.lst

9. Декодируем лайты. Вообще говоря, настоятельно рекомендую произвести отбор кадров для сложения ДО этой операции. иначе в последовательности декодированных файлов образуются дырки и ирис запнется на этом и нам придется ручками переименовывать файлы так, чтобы дырок в нумерации не было.

10. Калибруем лайты. Для этого копируем в каталог с лайтами все мастер-калибровки и файл cosm.lst из каталога с даками и жмем Preprocessing. Заполняем, что не заполнено: generic name - все то же a, output generic name - b. Остальное - это имена калибровочных кадров, файла косметики и количество декодированных лайтов. Кто-то советовал выключать оптимизацию (это галка Optimize - оптимизация даков, не знаю, что это такое), дескать, кривовато. Но я разницы не заметил. Да, забыл. Насколько я помню, ирис тут потребует "Select a zone" - выделить зону. Выделяем мышой на экране (на загруженном декодированном лайте) прямоугольник с фоном. Лучше не с самого края. И только после этого жмем "preprocessing".

И вот тут одно важное замечание. Если у нас нет каких-то калибровочных кадров, на мой взгляд, глупо их бодяжить для того, чтобы вписаться в канву препроцессинга. Лучше сделать ручками те этапы препроцессинга, которые делать имеет смысл (для которых есть калибровочные кадры). Это пункты все того же меню Digital photo:

- Remove offset

- Remove dark

- Divide by a flat field

- Cosmetic Correction

На каждом из этапов у нас есть входная последовательность, задаваемая "Generic name", выходная (результат) "Output Generic Name", количество в серии и калибровочный кадр. Все просто, как мычание.

11. Теперь мы имеем откалиброванные лайты. Переводим их в цвет (тут будет использоваться информация о типе фотокамеры, вбитая на втором этапе). Для этого жмем "Digital photo" -> "Sequence CFA conversion" - серийной преобразование в цвет (пунктом выше - преобразование одиночного текущего (загруженного) кадра). Для Generic name указываем то, что получили на выходе последнего этапа (если это было через preprocessing в пункте 10 - "b"), для выходной последовательности, скажем, "с". Все. С рутиной покончено.

12. Если все было правильно, мы должны получить черно-зеленые кадры, которые можно отмасштабировать для "полюбоваться", подвигать ползунки уровней (а лучше нажать "auto") в окне treshold. И перейти к первому серьезному этапу - относительному выравниванию геометрии - регистрации. Ирис умеет 2 типа регистрации - планетную и по звездам. Разумеется, все дипскаи - только по звездам. У нас сейчас на экране есть последний сконвертированный кадр. Я делаю так: бегаю по нему и нахожу область, где есть несколько четких, но не жирных!!! звезд. Лучше между краем и центром, по середине одной из четвертей кадра. Почему? Все просто. Есть несколько способов выравнивания, в чем можно убедиться, зайдя в пункт меню "Processing" -> "Stellar registration". Самый, на мой взгляд, гибкий и быстрый - "Global matching" по зоне (установлена галка Select a zone) и применением афинных преобразований (группа переключателей "Transformation" внизу ). Афинные преобразования - это линейные преобразования, допускающие сдвиг, растяжение/сжатие и поворот. Если галку "Select zone" не выбрать - будет аналзироваться весь кадр, искаться опорные звезды, производиться их идентификация между разными кадрами и вычисляться преобразование. Но по всему кадру - это УЖАСНО долго. Вот если перед этим выделить хорошую область, по которой, допустим, сам смог бы совместить кадры - дело пойдет на порядок быстрее. Итак, выделяем зону (вообще говоря, ирису надо минимум 3 звезды, но лучше их будет больше - десяток вполне хорошее число), заходим в "Processing" -> "Stellar registration", выбираем "Global matching", select a zone, проставляем имена входной и результирующей последовательностей (в конкретном случае - "c" и "d" соответственно ) и жмем ОК. Ирис начнет медитативное действо. он будет брать очередной кадр (d1, потом - d2 и т.п.), обнаруживать в указанной зоне звезды и обводить их кружками, после чего задумываться о преобразовании. И так до последнего кадра. Название текущего файла пишется в заголовке. На этом этапе могут возникнуть проблемы. Скажем, в данной области звезды (на каком-то кадре) были непомерно жирными и ирис отказался их воспринимать. Короче, неважно, почему, но ирис тут может некоторые кадры обругать, сказав, что на них найдено менее 3-х звезд. Вариантов несколько: изменить зону, изменить метод регистрации (например, сняв галку "global matching") или просто убить обруганные кадры в выходной серии (если их мало), заполнив получившиеся дырки в нумерации файлами из конца серии.

13. СЛОЖЕНИЕ. Его мы делаем, выбрав пункт меню "processing" -> "Add a sequence". Насколько я понял, там представлены не все методы сложения. Так, например, рекомендованного Джимом Соломоном (http://www.shvedun.ru/astrofoto-jim-9.htm) метода "сигма-каппа" там нет. Ну да фиг с ним, разбирательство с параметрами сложения - это гурманство. Сейчас же надо разобраться с общей технологией. Жмем "Processing" -> "Add a sequence". Заметьте, выходной последовательности тут нет, только входная. Это потому, что в результате будет сделан всего один кадр. Галка "Нормализация при переполнении" (Normalize if overflow), думаю, ясна: если сумма яркости какого-то пиксела зашкаливает за максимум, вся картинка умножается на некий коэффициент (меньше единицы), чтобы самый яркий пиксел не вылез за границы допустимого диапазона. Думаю, с этой галкой можно поиграть при сложении тусклых объектов в присутствии ярких. Ту же голову коня, к примеру (с "зияющим" альнитаком), надо попробовать пересложить с выключенной нормализацией. Это должно поднять детали самой туманности. Лично я пробовал алгоритмы: "Adaptive weighting" (адаптивный взвешивающий) и "Sigma clipping". Первый имеет в настройках только количество итераций (я от души поставил 3 ), второй - еще и сигму - отклонение, за пределами которого пиксел отбрасывается из сложения. Ааптивный более шумен, но и дает более мягкий результат. С сигмой в 3 запросто могут пролезть подвижки, если они где-то есть - лучше брать сигму меньше, 2-2.5, а то и вовсе менее двойки (это число с точкой). Чем хорош ирис - мы можем себе позволить отточить каждый этап. В частности, повторить сложение с разными параметрами и сравнить результат. Не забываем, что результат сложения надо сохранять в файл! Вот с "посмотреть" могут быть проблемы. Жмакнув на "авто" в окне настройки уровней, мы получим весьма неприглядную картину. Более того, через меню мы не сможем сохранить файл в формат, понимаемый фотошопом. Но есть команда savepsd2 имя_файла, которую можно вбить в окне команд и получить вполне фотошопный файл (только уровень черного поставить в 110).

Вообще же, именно сейчас начинается то, из-за чего я в последние дни без ума от ириса - удаление градиента и растяжение цвета.

В окне команд:

setsubsky 4 1 /*тут можно чуть поиграть, но реального смысла нет*/

subsky /*после этого градиента нет*/

save z2

/*теперь вытягиваем цвета. Выделяем прямоугольник фона, который назовем далее черным*/

black

rgbbalance 1.96 1 1.23 /*коэффициенты R, G и B для кэнона. Но и для него я чуть задираю R и B, впрочем, это все фигня, позже тонко доводится фотошопом*/

/*теперь имеем изображение, которое надо правильно растянуть по цветовому пространству. Далее следует самая интересная функция. Два ее коэффициента ответственны за агрессивность этого растяжения. Короче, это единственное место, где надо поиграть.*/

asinh 0.005 30

/*нормируем на диапазон*/

visu 32767 -5000 /*с нижней границей -5000 можно немного поиграть, но все это делается в шопе. Для того, чтобы изменить растяжение цветов, вводим load z1, переходим на две строки выше, корректируем (прямо в строке) коэффициенты у команды asinh и жмем Enter, после чего, жмем энтер на следующей строке с visu*/

save my_super_puper_result

/*сохраняем в формате фотошопа*/

savepsd2 my_super_puper_result /*именно, PSD2, а не PSD*/

После открытия в фотошопе надо сразу поправить в "уровнях" точку черного, вбив туда 110. Получим то, что видели в IRISе.

<Предыдущая   След.>